Бояться не надо |
Статьи о DelphiПервое знакомство с DelphiЯзык программирования Delphi достаточно прост для освоения, но очень эффективный и мощный. Самое первое, с чем надо познакомиться — это комментарии.Комментарии — это любой текст, который абсолютно не влияет на код программы. Он никогда не компилируется и не вставляется в исполняемый файл, а используется только для пояснений кода. Комментарии могут оформляться двумя способами:
Пример комментария
// Это комментарий.
В данной статье постоянно будут использоваться комментарии для пояснения кода описываемых программ. Именно поэтому до начала разбора кода мы должны были познакомиться с ними.Теперь вы готовы к изучению языка программирования Delphi. Создайте новый проект. После этого перейдите в редактор кода. Здесь для вас уже написана заготовка будущей программы. Давайте досконально рассмотрим, что тут написано. Ниже приведены подробные комментарии для каждой строчки созданного шаблона. Однако здесь кое-что упущено в целях удобства изучения программного кода. Сгенерированный оболочкой Delphi шаблон
unit Unitl; //Имя модуля Если что-то осталось еще непонятным, то в процессе создания реальных программ все встанет на свои места. Не старайтесь запомнить все сразу, потому что это нереально. Слишком много новой информации, не подкрепленной практикой. Старайтесь понять только смысл написанной программы. Практически все строчки заканчиваются знаком ";" (точка с запятой). Этот знак показывает конец оператора. Он ставится только после операторов и никогда не используется после ключевых слов типа uses, type, begin, implementation, private, public и т.д. Впоследствии вы познакомитесь со всеми ключевыми словами, большинство которых выделяется жирным шрифтом. Сразу видно исключение — последнее в модуле end, после которого ставится точка, а не точка с запятой. Итак, разберем структуру кода. В самом начале стоит имя модуля. Оно может быть любым, но таким же, как и имя файла (без учета его расширения). Изменять имя модуля вручную нежелательно. Если все же надо изменить, то сохраните сначала модуль со старым именем. Для этого нужно выбрать команду меню: File | Save As (Файл | Сохранить как). Желательно давать модулям понятные имена. В этом случае по имени можно определить, что находится внутри одноименного модуля. Трудно догадаться, что находится в файле под именем Unitl.pas. Файлам также желательно давать такие имена, которые связаны с их содержимым. Например, главную форму программы лучше сохранять в файле с именем MainUnit.pas или MainModule.pas. В этом случае модуль и файл будут иметь имя MainUnit или MainModule, и вы можете сразу определить, что это главная форма. Далее идет подключение глобальных модулей. Все процедуры, функции, константы описаны в каком-нибудь модуле, и прежде чем эти процедуры использовать, нужно его подключить. Вы можете знать о существовании какой-нибудь функции. Но чтобы об этом узнал компилятор, вы должны указать модуль, где описана эта функция, понятным для компилятора языком. Например, вам надо превратить число в строку. Для этого в Delphi уже есть функция IntTostr. Она описана в модуле Sysutils. Если вы хотите воспользоваться этой функцией, вам надо подключить этот модуль к своему модулю Формы (напечатать название Sysutils в разделе uses). Далее идёт описание типов данных, используемых в данном модуле. Сейчас здесь уже описан тип TForm1. Описание типа содержит разделы, определяющие структуру данных этого типа. Существуют четыре типа разделов:
После объявления объекта и его составляющих идет описание глобальных переменных. Оно начинается после ключевого слова var и идет всегда после объявления типов. Это надо запомнить уже сейчас, потому что сначала идет раздел type, где описываются типы, а затем var, где описываются переменные. Глобальные переменные — это переменные, которые хранятся в стеке, создаются при запуске программы и уничтожаются при выходе из программы. Это значит, что они доступны всегда и везде, пока запущена программа. пример объявления глобальных переменных
var //Объявление глобальных переменных В этом примере объявлена переменная Forml типа объекта TForml. Когда будет создан объект TForml, то его указатель будет записан в переменную Form1. Данная переменная глобальная и существует, пока программа выполняется, а значит, к ней всегда можно получить доступ. Ключевое слово implementation тоже пока трогать не будем, а оставим на будущее, когда наши знания о Delphi немного расширятся. Последнее, что осталось рассмотреть в этой главе, — ключ {$R * dfm}. В фигурных скобках могут быть не только комментарии, но и ключи для компилятора. Они отличаются тем, что выглядят как {$Буква Параметр]. Буква — указывает на тип ключа. В нашем случае используется буква R. Этот ключ указывает на то, что надо подключить файл ресурсов, в данном случае .dfm файл (файл с данными о визуальных объектах) с тем же именем, что и имя модуля. Если имя модуля Mainunit, то нужно изменить этот ключ на {$R MainUnit.dfm}. Ключ R — это единственный ключ, который пока понадобится. Любой программный код в Delphi заключается между begin и end. Ключевое слово begin означает начало кода, a end — конец. Например, когда вы пишете процедуру, то сначала нужно написать ее имя (как это делать, мы поговорим позже), а потом заключить ее код между операторными скобками begin и end. По материалам сайта О Delphi |
|
© 2023 Delphi-Manual.ru - Уроки Delphi начинающим с нуля |