Урок Delphi 5

Собственные и структурные типы данных Delphi




Уроки Delphi
  1.  Первая программа
  2.  Использование компонентов
  3.  События Delphi
  4.  Типы данных Delphi
  5.  Создание своих типов данных
  6.  Выражения и операторы
  7.  Работа с файлами в Delphi
  8.  Дополнительные формы
  9.  Подпрограммы в Delphi
  10. Исключительные ситуации
  11. Взаимодействие приложения с пользователем
  12. Указатели в Delphi
  13. Обзор компонентов
  14. Работа со строками
  15. Создание интерфейса
  16. Графика в Delphi
  17. Многопоточность в Delphi
  18. Динамическое создание
        компонентов
Поиск по сайту




 Это важно:
   Метод Application.ProcessMessages;

 Это полезно:
   Параметр Sender в обработчиках событий;










Бояться не надо



   При создании любой серьёзной программы не обойтись без дополнительных, более сложных, чем числа и строки, типов данных. В Delphi программист может для своих целей конструировать собственные типы данных. Чтобы ввести в программу (описать) новый тип данных, применяется оператор с ключевым словом type:
   type название_типа = описание_типа;

   Перечислимый тип - это тип данных, диапазоном значений которого является просто набор идентификаторов. Это может применяться в тех случаях, когда нужно описать тип данных, значения которого нагляднее представить не числами, а словами. Перечислимый тип записывается взятой в круглые скобки последовательностью идентификаторов - значений этого типа, перечисляемых через запятую. При этом, первые элементы типа считаются младшими по сравнению с идущими следом. Например, тип, описывающий названия футбольных команд, можно сформировать так:

   type FootballTeam = (Spartak, Dinamo, CSKA, Torpedo, Lokomotiv);
   var MyTeam: FootballTeam;
   begin
     MyTeam:=Spartak;
   end;

Вообще, под перечислимыми типами понимают все типы, для которых можно определить последовательность значений и их старшинство. К ним относятся:

  • все целочисленные типы, для которых всегда можно указать число, следующее за числом N;
  • символьные типы (Char): за символом 'a' всегда следует 'b', за '0' следует '1', и так далее;
  • логические типы - тип Boolean также представляет собой перечислимый тип: type Boolean = (false, true);
   Структурные типы данных используются практически в любой программе. Это такие типы, как
  • массивы
  • записи
  • множества

   Массив - это структура данных, доступ к элементам которой осуществляется по номеру (или индексу). Все элементы массива имеют одинаковый тип.
Описание массива имеет вид:

   type имя_типа_массива = array [диапазон] of тип_элемента;

Диапазон определяет нижнюю и верхнюю границы массива и, следовательно, количество элементов в нём. При обращении к массиву индекс должен лежать в пределах этого диапазона. Массив из ста элементов целого типа описывается так:

   type TMyArray = array [1 .. 100] of Integer;

Теперь можно описать переменные типа TMyArray:

   var A, B: TMyArray;

Вместо присвоения типа можно явно описать переменные как массивы:

   var A, B : array [1..100] of Integer;

Для доступа к элементу массива нужно указать имя массива и индекс элемента в квадратных скобках. В качестве индекса может выступать число, идентификатор или выражение, значение которых должно укладываться в диапазон, заданный при описании массива:

var N: Integer;
begin
   N := 65;
   A[5] := 101;
   A[N] := 165;
   A[N+3] := 200;
   B := A;
end;

Иногда требуется узнать верхнюю или нижнюю границу массива. Для этого служат встроенные функции:

   High() - вернёт число, являющееся верхней границей массива;
   Low() - вернёт число, являющееся нижней границей массива.

В скобки нужно подставить массив, границы которого требуется узнать.

Выражение B := A означает, что каждый элемент массива B будет равен элементу с таким же индексом массива A. Такое присвоение возможно только если оба массива объявлены через некий поименованный тип, или перечислены в одном списке. И в случае:

   var A: array[1..100] of String;
           B: array[1..100] of String;

его использовать невозможно (но возможно поэлементное присвоение B[1] := A[2]; и т.д.).

Массивы могут иметь несколько измерений, перечисляемых через запятую. Например, таблицу из четырёх столбцов и трёх строк:
1234
5678
9101112
можно описать в виде массива с двумя измерениями:

   type MyTable = array[1..4, 1..3] of Integer;
   var X : MyTable;
           Y : Integer;
   begin
       Y:=X[3, 2];   
   end;

Теперь в результате операции присвоения Y будет равен 7.
Многомерный, например, двумерный массив можно описать как массив массивов:

   type TMyArray = array [1 .. 4] of array [1 .. 3] of Integer;

Результат будет аналогичен предыдущему примеру.
Каждое измерение многомерного массива может иметь свой собственный тип, не обязательно целый.
Кроме вышеописанных, так называемых статических массивов, у которых количество элементов неизменно, в Delphi можно использовать динамические массивы, количество элементов в которых допускается изменять в зависимости от требований программы. Это позволяет экономить ресурсы компьютера, хотя работа с такими массивами происходит гораздо медленнее. Описываются динамические массивы аналогично статическим, но без указания диапазона индексов:

   type TDinArray = array of Integer;
   var A : TDinArray;

После создания в динамическом массиве нет ни одного элемента. Необходимый размер задаётся в программе специальной процедурой SetLength. Массив из ста элементов:

   begin
    SetLength(A, 100);
   end;

Нижняя граница динамического массива всегда равна нулю. Поэтому индекс массива A может изменяться от 0 до 99.
Многомерные динамические массивы описываются именно как массивы массивов. Например, двумерный:

   type T3DinArray = array of array of Integer;
   var A : T3DinArray;

В программе сначала задаётся размер по первому измерению (количество столбцов):

   SetLength(A, 3);

Затем задаётся размер второго измерения для каждого из трёх столбцов, например:

   SetLength(A[0], 3);
   SetLength(A[1], 2);
   SetLength(A[2], 1);

   Таким образом создаётся треугольная матрица:    A00 A10 A20
A01 A12
A02
Чтобы освободить память, выделенную динамическому массиву, нужно массиву как целому присвоить значение nil:
    A:=nil;
Ключевое слово nil в Delphi означает отсутствие значения.

   Записи очень важный и удобный инструмент. Даже не применяя специальные технологии, с его помощью можно создавать собственные базы данных. Записи - это структура данных, каждый элемент которой имеет собственное имя и тип данных. Элемент записи иначе называют поле. Описание записи имеет вид:
   type имя_типа_записи = record
      название_поля : тип_поля ;
      . . .
      название_поля : тип_поля ;
   end;
Названия полей, имеющих одинаковый тип, можно, как и в случае описания переменных, указывать в одну строку через запятую. Для обращения к полю записи сначала указывают имя записи, затем точку, затем имя поля. Например, данные о персонале предприятия могут быть организованы таким типом записи:

   type TPers = record
     Fam, Name, Par : String;
     Year : Integer;
     Dep : String;
   end;
   var Pers : TPers;
   begin
    Pers.Fam:='Иванов';
    Pers.Name:='Иван';
    Pers.Par:='Иванович';
    Pers.Year:=1966;
    Pers.Dep:='Цех №1';
   end;

Теперь осталось записать эти данные в файл, предварительно объявив и его тип как TPers, и база данных готова. С файлом в Delphi также ассоциируется переменная, называемая файловой переменной, которая описывается так:
   VFile : file of тип_файла;
В качестве типа может использоваться любой ограниченный тип Delphi. При этом не допускается тип String, так как он допускает переменный размер до 2 ГБайт. Его необходимо ограничивать: String[N], где N - количество символов. Тип TPers из предыдущего примера должен быть описан, например, так:

   type TPers = record
     Fam, Name, Par : String[20];
     Year : Integer;
     Dep : String[10];
   end;

Теперь переменная такого типа занимает строго определённое место в памяти, и может быть записана в файл. Как это сделать, рассказывается во 2-й части Урока №7.

   Множество - это группа элементов, объединённая под одним именем, и с которой можно сравнивать другие величины, чтобы определить, принадлежат ли они этому множеству. Количество элементов в одном множестве не может превышать 256. Множество описывается так:

   type имя_множества = set of диапазон_значений_множества ;

В качестве диапазона может указываться любой тип, количество элементов в котором не больше 256. Например:

   type TMySet = set of  0 .. 255;
   type TMySet = set of  Byte;

Конкретные значения множества задаются в программе с помощью перечисления элементов, заключённых в квадратные скобки. Допускается использовать и диапазоны:

   var MySet : TMySet;
   begin
    MySet:=[1, 3 .. 7, 9];
   end;

Чтобы проверить, является ли некое значение элементом множества, применяется оператор in в сочетании с условным оператором:

   var Key : Char;
           Str : String;
   begin
    if Key in ['0' .. '9', '+', '-'] then Str:='Math';
   end;

   Чтобы добавить элемент во множество, используется операция сложения, удалить - вычитания:

var Digit: set of Char=['1'..'9'];
var Math: Set of Char;
begin
  Math:=Digit+['+', '-', DecimalSeparator*];
end;

*Примечание: DecimalSeparator - встроенная в Delphi константа типа Char, имеющая значение символа-разделителя целой и дробной частей, который может быть равен точке ('.') либо запятой (','), в зависимости от текущих настроек Windows.


Переменные, константы и их типы           В начало урока          Выражения и операторы Delphi  

Уроки Delphi начинающим







© 2023 Delphi-Manual.ru - Уроки Delphi начинающим с нуля